Такой вопрос можно задать по любой «школе». А существует ли национальная «школа» обычной ходьбы? Чем отличается ходьба французов, немцев, итальянцев, китайцев и людей других национальностей? Ничем. Конечно, походка гимнастов, фигуристов отличается, скажем, от походки борцов, тяжелоатлетов. Это – специфика вида. Полагаю, что никто не видел «походки» путевого обходчика. Это высочайший уровень профессионального навыка. Длина шага (шажочка), даже в обычной жизни, равна расстоянию между шпал. При необходимости быстрой ходьбы, бега, она всегда кратна этому расстоянию.
Все разговоры про различие «школ» техники конькового хода – обычный трёп. Нет конкретных технических элементов, присущих какой-либо «школе». Отдельные детали техники присущи каждому спортсмену, независимо от «школы». Их «почерк» узнаваем на расстоянии. Мне легче выделить из общей массы биатлонистов — Хенкель, чем скажем – Нойнер. «Почерк» Хенкель выделяется своим пресловутым «Х»-ом, — более выраженным, правой толчковой. Её функциональные возможности, я уверен, выше уровня Нойнер. Их очная дуэль на дистанции, в рамках адаптивной технологии, выявит преимущество Хенкель. Все «школы» демонстрируют совершенно одну заурядную технику. «Заурядная» — ещё мягко сказано. Так называемая, «классическая» техника конькового хода, деформирует (уродует) суставы нижних конечностей спортсмена.
Отличия в технике конькового хода, которые пытаются выдать за национальные «школы», обусловлены только индивидуальными
анатомическими и физиологическими особенностями спортсмена. Влияние какой-либо национальной «школы» на наработку навыков техники, — ничтожно мало. У всех своя «походка», свой темп, постановка лыжи, «ёлочка» шагов, «скос» колен, работа рук. Какая там «школа», если даже у одного спортсмена толчок левой и правой ногой, осуществляется в разном режиме? Адаптивная технология создаёт базис, при котором сам спортсмен «автоматом» настраивается на оптимальный режим структуры движений, в любых условиях прохождении трассы.
Напрашивается, само собой, вопрос: существует, хотя бы в теории, эталон техники конькового хода? «ЭТАЛОНА» ТЕХНИКИ КОНЬКОВОГО ХОДА» — нет. Есть – АБСОЛЮТНО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, «ОПТИМАЛЬНАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ» каждого спортсмена в отдельности. Не зря, в начале темы, коснулся «походки» путевого обходчика. Там, вне всякого сомнения, существует эталон структуры «шпальной ходьбы», жёстко ограниченный рамками расстояния между шпал. Если трассу биатлонистов выложить шпалами «ёлочкой», то тогда, можно вести речь и об «эталоне» структуры конькового хода.
«Кинематическая цепь» это – не просто термин, а – основополагающий инструмент постановки совершенной техники. Дело в том, что вся общефизическая и большая часть специальной подготовки (ходьба, бег, упражнения с отягощением) осуществляется и воспринимается спортсменом в одном — самом оптимальном режиме «цепи» через прямые ноги. А рассчитываем получить результат через толчок «кривой» ногой. Результат никогда не будет соответствовать его функциональным возможностям. Не берусь судить о величине КПД биатлониста на дистанции. Но, далеко не 100 и не 90%. Давние исследования сравнения КПД конькобежцев и легкоатлетов, показали, что уровень КПД в беге на коньках, по сравнению с легкоатлетическим, составляет всего 70%. Указать на «чёрную дыру» потерь те исследования не смогли. Адаптивная технология позволяет закрыть «чёрные дыры» в технике коньковых ходов. Повышение результата на 5-10 % не – предел.
В далёком детстве, когда я что-либо не понимал, мама говорила: «Ну, какого рожна тебе ещё надо»? Что такое «рожна», я не знал, но смысл сказанного – доходил. Я обращаюсь к спортсменам, тренерам, специалистам, к родителям, чьи дети решили посвятить себя спорту: «Какого рожна вам ещё надо, чтобы понять, что речь идёт, в первую очередь, о здоровье, а потом уже – о результатах»?
Легче простого это опробовать на себе. Предлагаю (только – без обид) «ЛОПУХ-ТЕСТ»:
Встаньте прямо, ноги по ширине плеч. Запомните положение голени и бедра. Теперь – сведите колени. Положение голени относительно бедра изменилось? Коленные и тазобедренные суставы сместились? В таком положении и происходит толчок ногой коньковым ходом. Попробуйте походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге. Итак, изо дня в день, из года в год биатлонисты, в процессе регулярных тренировок нарабатывают ложные суставы. Это, своего рода — сферическая выемка. Не надо большого воображения, чтобы представить, как головки голени и бедра «перескакивают» из выемки «оптимальной» в выемку «коньковой» по проторенной канавке, посередь которой есть ещё и «роллерная» выемка. Это можно назвать «школой»?
Особо «упёртым» предлагаю вариант, чуть более сложного «Теста 2». Прикрепите, коньки к подошве обуви так, чтобы лезвие проходило по самому внутреннему её краю. Попробуйте прокатиться, хотя бы, сотню метров. Не получится, это вам — не коленки свести. У биатлонистов ребро лыжи в момент толчка, как раз, и проходит по внутреннему краю подошвы. Вот «откуда берутся дети с «Х»-ами на свете».
У путевого обходчика деформации суставов нет, и не будет. Может не будет и самих «обходчиков». Скажете, всё слишком просто и даже – смешно? Смешно, если бы не было так горько. Эти «тесты» помогают понять суть технологии. И, не вдаваясь в тонкости «биомеханики», понять, что деформацию суставов «нарабатывают» сами спортсмены, в результате профессиональной
деятельности. Медицина, факт наличия деформации суставов у спортсменов, не отрицает. Но, установить причины возникновения патологии не могут. «Открываю глаза» спортивной медицине на причины патологии суставов и методику их предупреждения. Сотни миллионов спортсменов — конькобежцев, лыжников, роллеров — с малолетства уродуют свои суставы. Хватит молчать.
Можно ли вписаться в оптимальную кинематическую «цепь» при коньковом ходе? Можно. Но, это будет уже, как результат перехода на методику адаптивной технологии. В ближайшее время молодое поколение биатлонистов переключится на режим оптимальной «цепи». Не ждать же им разрешения министра. Слишком велика цена золота Олимпийских игр, чтобы отдать его на откуп нечистому на руку чиновнику. Это вполне по силам и отдельному региону — было бы желание их руководителей. Нет ничего невозможного.
Самый реальный сценарий, вероятно, будет таков: одна из стран (с трудом верится, что это будет Россия) освоит «адаконику» и завоюет золото Сочи. Это не будет заслугой «национальной школы». Просто будет использование приоритета «российской технологии». Так будет. Мы открыли новую эру в истории развития биатлона, возможно, и — в ущерб себе.
Мог ли кто убедить Н. Коперника и его последователей в ошибочности открытой теории? Готов ли я пойти на «костёр» за свои убеждения? СТРАШНО! «И всё же, она — АДАПТИВНАЯ». Адаптивная технология унифицирует весь процесс овладения техникой. Биомеханика, в индивидуальном режиме, чётко обрисует рамки оптимальной кинематической цепи и «выдаст» свой индивидуальный «почерк» техники, присущий каждому спортсмену. Под наличием «школ» следует понимать только одно – различие в условиях их функционирования. Нам этих условий долго ждать.
Так существует ли норвежская «школа» и что под этим понимать? «ШКОЛА», это, прежде всего – РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Она обусловлена совокупностью материальных, технологических, методических и прочих средств, необходимых для всесторонней подготовки спортсмена. Чем «школа Норвегии» хороша на данный момент? Только тем, что имеет возможность быстрее других освоить российскую технологию, и продолжить традиции своей «школы». У них, безусловно, есть для этого все условия. «Школа» — это ещё и способность первыми улавливать новые веяния. «Адаконика» — это даже не новое веяние, это – «новая эра биатлона». Условия для «улавливания» есть ещё у более, чем десятка Стран.
Когда и с чего откроется новая страница в истории биатлона? Возможны разные варианты. Первый уже начался. Идёт процесс
переосмысливания «классической» догмы теории конькового хода. Спортивное сообщество имеет уже достаточно информации по «адаконике». Раньше — позже, «критической порог тупости» чиновников будет преодолён. Остальное – «дело техники».
Реальнее выглядит следующий – «лавинный» вариант. Он последует сразу за первой «проклюнувшейся почкой». Этой «почкой» будет первый успех небольшой группы спортсменов, овладевших «адаконской» техникой. Так уж, всё завязано в спорте. Будет очень горько только оттого, что «лавину» испытают не в России. Что тогда президент НОК, министр, спортивные НИИ, СКР, СБР будут «лепетать» в оправдание?
Тем, кто уже избавился от наваждения иллюзией «школы классики», предлагаю новое «наваждение» в аксиоме теории «Адакон Ален»:
«ДЛЯ КАЖДОГО СПОРТСМЕНА СУЩЕСТВУЕТ СВОЯ, ЕДИНСТВЕННАЯ НА ДАННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, ЛИНИЯ ОПОРЫ ЛЕЗВИЯ (РЕБРА ЛЫЖИ), НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРОЕКЦИИ ОЦТ ТЕЛА В МОМЕНТ ОТТАЛКИВАНИЯ».
Адаптивная технология это – не только АДАптивные КОНьки и АДАптивные КОНструкции для лыжников, биатлонистов, роллеров. Рамки её применения гораздо шире. Термин «Адаконика» означает и подчёркивает её общую функциональную направленность.
Другую «концепцию» насаждает туповатый, вороватый и нагловатый министр: Лучший тренер – иностранец; лучший инвентарь – импортный; лучшие методики, базы – за рубежом. Думаете, он привлекает и внедряет передовые технологии? Ничего подобного. Это – «продукция с просроченным сроком годности», отработавшие своё технологии и методики. Кроме предательства национальных интересов, в этой «концепции», ничего другого не вижу. Что осталось своего, национального? Ничего! Отобрали последнее – ЧУВСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ. Куда ехать дальше? Не позавидую и президенту СБР М. Прохорову и его команде. Ожидаемых дивидендов в Сочи они не получат.
Принимали допинг и будем принимать. Ничего другого нашим спортсменам взамен «ОНИ» предложить не могут. И пусть нас осуждает спортивный мир. А мы, «в пику» их передовой фармакологии, подарим передовую технологию в области спорта. Российские учёные (и не только физики), чтобы иметь возможность претворить свои идеи в жизнь, вынуждены уезжать за рубеж. Они в России, «до гроба доски», и «докторской» не заслужат. Наши чиновники подняли шумиху: конькобежец И. Скобрев «предал Родину» — собирается выступать в Сочи за команду США. Правильно поступает. И он – не последний.
Ну и что может ожидать Россию в будущем? Как же мы опустились. Настолько всё элементарно просто для понимания. Но не можем поверить в собственные интеллектуальные возможности. Не «Родина – уродина». Нас «топят» и «гноят» чиновники, чей произвол и беспредел не знает границ. Кому-то «честь мундира» дороже чести Родины, для кого-то моральные принципы – не писаны. Как жить, работать, творить в такой Стране? Не зря Европейский Союз не торопится с принятием решения о безвизовом режиме. Боятся «массового исхода» на Запад. И хоть закричись: «Россия вперёд!» — на душе легче не становится.
Честь имею. Лев Аксёнов.