Кёрлинг

Кёрлинг — зимний олимпийский вид спорта, в котором игроки команд по очереди запускают гранитные камни по льду в сторону размеченной в виде мишени зоны.

История

История кёрлинга берёт своё начало в средневековой Шотландии. Первые документальные упоминания о схожей игре датируются 1541 годом. К 17 веку игра приобрела структурированные черты. В начале 18 века в Килсите (Шотландия) был основан 1-й официальный клуб – Kilsyth Curling Club, чьи уставные правила легли в основу современных регламентов.

Распространение кёрлинга за пределы Шотландии связано с британской колонизацией Канады. К 1807 году в Монреале состоялся первый зафиксированный матч, а к 1838 году в Квебеке сформировался Grand Caledonian Curling Club, ставший международным регулятором правил.

Современный кёрлинг регламентируется Всемирной федерацией кёрлинга (WCF), объединяющей 67 национальных ассоциаций.

Дебют кёрлинга на Олимпийских играх состоялся в 1924 году, однако официальное признание в качестве олимпийской дисциплины произошло лишь на Олимпиаде 1998 года в Нагано.

В 1959 году в шотландских городах Фолкерк и Эдинбург состоялся 1-й в истории мужской чемпионат мира по кёрлингу — Scotch Cup. А через 20 лет, в Перте (Шотландия), прошёл первый чемпионат мира среди женщин. С 2018 года в рамках Олимпийских игр проводится турнир по кёрлингу в смешанных парах.

Правила и особенности кёрлинга

Участники и площадка

В матче принимают участие две команды по четыре человека в каждой: скип — капитан, вице-скип — помощник капитана, первый и второй игроки.

Игра проходит на «поляне» — ледовой площадке длиной 45,72 м и шириной 5 м. Лёд посыпают водой («пебблами»), чтобы уменьшить трение. Температура льда поддерживается на уровне −5°C.

Изначально, ледяную крошку (Pebble) создавали вручную, сейчас используют автоматические «пебблеры».

Цель игры

За 8–10 игровых промежутков («эндов») каждая команда поочерёдно запускает 8 гранитных камней (вес ≈ 20 кг). Задача — расположить свои камни ближе к центру мишени («дома») — кругов диаметром 3,66 м — или блокировать камни соперников. Центр «дома» называют «пятак» или «баттон».

В начале броска игрок отталкивается от закреплённой стартовой колодки и разгоняет камень, который нужно отпустить до пересечения зачётной линии. Камень может быть направлен в «дом» или использован для выбивания камней противника. Иногда выгоднее сделать слабый бросок, лишив соперника преимущества в следующем «энде».

Свипование — секрет управления камнем

Перед движущимся камнем два игрока трут лёд щётками, что позволяет: скорректировать траекторию и длину скольжения (трение уменьшается за счёт микроплавления льда), выбить камни противника за пределы площадки игровой зоны (происходит после пересечения ими определённой линии).

Частота движений щёткой — до 120 раз в минуту!

Начало игры и энды

Первый энд начинается с тестовых бросков (LSD). Команда, чей камень находится ближе к центру «дома», получает право бросать последней. В следующих эндах последний бросок достаётся проигравшей стороне. В случае отсутствия камней в «доме» в конце энда, право последнего броска сохраняется, а очки не присуждаются ни одной из сторон.

Free Guard Zone — зона «свободных защитников»

В первых пяти бросках каждого энда запрещается выбивать камни из зоны между «домом» и зачётной линией. В случае нарушения позиция восстанавливается, а камень нарушителя убирают. Начиная с шестого броска правило Free Guard Zone отменяется.

Подсчёт очков

После 16 бросков производится подсчёт камней, находящихся в «доме». Команда, чей камень расположен ближе к центру, получает одно очко за каждый свой камень, который находится ближе к центру, чем ближайший камень соперника.

Побеждает команда, заработавшая наибольшее число очков во всех эндах. Если после 10 энда очки команд равны, проводится дополнительный период — экстра-энд. Последним бросает команда, проигравшая в десятом энде.

Инвентарь и экипировка

Изготовление камней осуществляется из редкого фризского гранита добывают который на шотландском вулканическом острове Эйлса-Крейг. Высота каждого камня – 11,43 см, окружность – 91,44 см. Камни имеют хорошо отполированную поверхность и закрепленную сверху рукоять, которая позволяет придать нужное вращение («курс»).

Современные модели щёток оснащены синтетическим ворсом (Carbon или Fiberglass). В 2010-х появились «дамперы» — щётки с регулятором давления.

Левый ботинок игроков имеет тефлоновую подошву для скольжения, правый – резиновую для стабилизации.

В спорных ситуациях используется специальный измерительный прибор, с помощью которого определяется, какой из камней находится ближе к центру.

Используемые термины

Хаммер (Hammer) — последний камень энда, позволяющий кардинально изменить положение в случае удачного броска.

Дро (Draw) — бросок, цель которого — доставить камень в определённую зону дома без выбивания других камней.

Гард (Guard) — камень, поставленный перед домом для блокировки атакующих бросков соперника. Часто часть стратегии «защиты хаммера».

Ти-лайн (T-line) — проходящая через центр дома линия, которая делит «поляну» на переднюю и заднюю зоны. Камни за ти-лайн считаются «в игре». Камень должен пересечь линию хога, иначе его убирают.

Хоглайн (Hogline) — линия, параллельная Ти-лайн, но находящаяся в начале дорожки. Игрок должен отпустить камень до пересечения хоглайна, иначе бросок аннулируется.

Байтер (Biter) — камень, едва касающийся внешнего края дома. Позиция определяется визуально или с помощью замеров.

Порт (Port) — узкий проход между камнями, через который можно провести бросок.

Фриз (Freeze) — бросок, при котором камень останавливается вплотную к другому, защищая его от выбивания.

Тэйк-аут (Takeout) — силовой бросок для выбивания камня соперника из дома.

География и статистика

Доминирующей нацией в кёрлинге остаётся Канада: на её счету 36 титулов чемпионов мира среди мужчин и 17 среди женщин.

Швеция имеет 7 золотых олимпийских медалей с 2006 по 2022 год.

Швейцария: 4 победы в чемпионатах Европы.

В 2018 году женская сборная Южной Кореи сенсационно завоевала серебро на Олимпийских играх в Пхёнчхане.

По данным WCF, в 2023 году было зарегистрировано свыше 2 миллионов игроков-любителей и 15 тысяч профессиональных спортсменов.