27 апреля, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел в подмосковной Барвихе заседание Попечительского совета «Фонда поддержки олимпийцев России». Самым ярким моментом в открытой для журналистов части мероприятия стало выступление президента Стрелкового союза России, члена исполкома Олимпийского комитета России, члена комиссии Международного олимпийского комитета по культуре и олимпийскому образованию Владимира Лисина. По итогам беседы стала известна одна приятная новость и подтвердилось одно неприятное подозрение. Новость: все детско-юношеские спортивные школы, сейчас разделенные между Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Министерством образования РФ, будут переданы в ведение одного ведомства — Минспорттуризма. Об этом объявил Дмитрий Медведев. Подозрение: статистические данные, которые выходят из недр Минспорттуризма, не соответствуют реальности. Владимир Лисин назвал их «блудом». Приводим разговор Владимира Лисина, Дмитрия Медведева и Виталия Мутко, без купюр.
Владимир Лисин: По вопросу детских спортивных школ. Мы в этом году 6 марта приняли решение, чтобы развернуть программу по поддержке детских спортивных школ олимпийского резерва. Был конкурс, и хотя у нас по статистике 1300 таких школ, только 55 представили свои предложения на поддержку.
Дмитрий Медведев: Но почему? Не знают, не хотят или какие-то другие причины?
Владимир Лисин: Это как раз вопрос нашей статистики. В принципе понятно: 18 школ получили поддержку и тут, наверное, неплохой результат должен быть. Но складывается ощущение, что нам необходима полная перенастройка детской и спортивной подготовки. Я услышал вашу фразу, что у нас по статистике третья часть населения занимается спортом.
Дмитрий Медведев: Нет. 15 процентов занимается.
Владимир Лисин: Да, 15 процентов.
Дмитрий Медведев: От 100 процентов.
Владимир Лисин: Если посмотреть последнюю статистику, которую мы из Министерства спорта получили – у нас количество занимающихся спортом в стране 22 миллиона человек, из них спортом регулярно занимаются 14 миллионов. А дальше получается следующее. В стране 232 тысячи спортивных сооружений, арифметика простая: 62 человека на спортивное сооружение. Мы классно вообще живём, у нас всё в порядке – 62 человека и одно спортивное сооружение.
Дмитрий Медведев: Вопрос в том, что это за сооружения?
Владимир Лисин: Это статистика, которая сегодня нам представляется. Подготовлено мастеров спорта — 6400 человек. Значит, надо понимать, что мастеров спорта международного класса, кто называется нашим олимпийским резервом и является членами сборной – десятая часть, 700 человек. И мы, кто занимается спортом, прекрасно понимаем, только 10 процентов из них на самом деле попадут в первые составы, в первый резерв олимпийской сборной – 70 человек на 14 миллионов, это то, что мы сегодня имеем.
А дальше интересные вещи. Я, например, посмотрел статистику по стрелковому спорту. У нас количество спортивных школ 210. Мы нашли – 121. Стрелковых объектов нам показывают 8 тысяч, мы имеем 249.
Дмитрий Медведев: А что это за цифры, откуда они?
Владимир Лисин: Это — блуд. Блуд в каком плане? Блуд в плане статистики, которую даёт Министерство спорта по итогам работы, получая её из регионов.
Виталий Мутко: Она составляется на основании отчётов регионов, но она правильная. Здесь в основном цифры, которые даются субъектами Федерации.
Дмитрий Медведев: Это живые объекты?
Владимир Лисин: Ситуация следующая: пять раз ходил в бассейн – пять человек поставили. Этого мы не понимаем. Пришла школа один раз на стрельбы — значит, будет там 120 человек, занимающихся спортом. Со спортивными объектами – тоже. Их можно, в принципе, условно разбить на две части. Всего их 232 тысячи.
Развлекательно-физкультурные объекты – все это прекрасно понимают: есть у нас лыжные базы (32 тысячи); бассейны – меньше, чем 25 м длиной (таких у нас – 1628). Про джакузи, аквапарки и боулинги я не говорю. Это тоже спортивные объекты и понятно, что они в статистике.
Профессиональные спортивные объекты – стадионы, дворцы спорта – мы понимаем, там не до детей. Дети там ничего не получат, это совершенно другая категория людей. И, таким образом, специализированных объектов у нас на количество спортивных школ, которые не все имеют, максимум, может быть, 4 тысячи. Ито мы то уже знаем о том, что часть спортивных школ просто своих спортивных объектов не имеют. Таким образом, для детского, юношеского и массового спорта у нас и места-то не осталось, исходя из той ситуации, которая существует.
Поэтому, я считаю, что, конечно, есть смысл разобраться сегодня и с системой, потому что у нас, во-первых, в департаментах образования существуют спортивные школы. Их надо передавать немедленно в рамки Министерства спорта и туризма, потому что и там и там – это явно раздвоение есть.
Дмитрий Медведев: Об этом говорили не так давно. В Сочи, по-моему, говорили об этом, да, Виталий Леонтьевич?
Виталий Мутко: Да.
Дмитрий Медведев: И решили, что передадим, потому что Министерство образования не возражает.
Владимир Лисин: Конечно.
Дмитрий Медведев: Логично будет.
Владимир Лисин: Второе. Конечно, с точки зрения настройки, сегодня мы обязаны вернуться к универсиадам, обязаны вернуться к спартакиадам среди школьников и обязаны, в принципе, проводить всероссийские соревнования среди детских спортивных школ. Это три таких важных уровня, без которых мы просто потеряем этот уровень подготовки.
Сегодня идёт огромное количество информации из регионов, сокращают выезды на соревнования всероссийские, детские спортивные школы наполовину, как минимум, урезаются. Понятно, что регион не отвечает и у него нет отчётности за реальный факт количества занимающихся, оценки деятельности местных органов власти за это не существует, при которой они бы нервничали. Но зато удобно, потому что есть параллельный зачет, который позволяет одного и того же спортсмена трём регионам показывать как выступающего на Олимпийских играх или в первенствах Европы. Конечно, это надо немедленно ликвидировать, и думаю, что это одна из вещей, которые просто убивают спорт, потому что практика параллельного зачёта вроде бы поддерживает спортсмена, а с другой стороны, региону выгодно сегодня не связываться со спортивными школами, с молодёжью. Самое главное – показать результат, приписанный к этим вещам.
Я думаю, есть смысл рассмотреть следующие моменты. Новые спортивные объекты, которые появляются у нас за счёт средств муниципальных бюджетов и субъектов Федерации должны быть в рамках образовательных учреждений. А они сегодня виртуальные, существующие в городах объекты, которые никаких обязательств по детско-юношеской спортивной подготовке не имеют. Молодёжь и дети в учебных заведениях лишены сегодня этих спортивных объектов частично. И в большей степени те объекты, которые у них находятся в распоряжении, они не совсем удовлетворяют требованиям, тому, что мы хотели увидеть от занятий спортом.
Источник: агенство спортивной информации «Весь спорт»