В огромном мире спорта есть много достойных и популярных видов, массовых и элитных, традиционных и вновь изобретенных, но в этом большом спортивном государстве есть только одна королева — «легкая атлетика».
В этом есть глубокий смысл, так как практически любой вид спорта, в том, или ином виде включает в себя элементы легкой атлетики — ходьбу, бег, прыжки, метания. Из этих элементов состоит наша повседневная жизнь, поэтому можно без преувеличения сказать, что легкой атлетикой занимается абсолютно каждый человек. Неповторимая грациозность и красота естественных человеческих движений и дали второе название легкой атлетики — «королева спорта».
Очень немногие виды спорта выдержали путь от античных олимпиад до современных грандиозных шоу без изменений и революций, — программа же легкой атлетики практически не изменилась за это время. Добавились дистанции, усовершенствовались снаряды для метаний, покрытия и места приземлений в прыжках, но атлеты, как во времена античности продолжают соревноваться в естественных для человека движениях: ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Уровень результатов при этом изменился достаточно радикально.
Сегодня чемпион олимпийских игр и мировой рекордсмен Усэйн Болт из Ямайки пробегает 100м за 9,69 секунды, развивая скорость 40 км/ч, а это уже хороший показатель для... автомобиля, мировой рекорд в прыжках в высоту 2м 45см примерно равен высоте потолка в большинстве стандартных квартир, до него бы рукой как-нибудь дотянуться, легко оценить и самый далекий прыжок — 8м 95см — это почти две длины стандартной комнаты, сильнейшие копьеметатели просто перекидывают копье через все футбольное поле. Все идет к тому, что человек сможет соревноваться в скорости бега с гепардом, а в прыжках, скажем, с кенгуру.
Ведущие легкоатлеты по популярности соперничают со звездами кино и шоу- бизнеса, а по влиятельности с ведущими политиками, они являются гордостью нации и лидерами общественной дипломатии своих стран. Последний пример эффективности такой дипломатии — участие Елены Исинбаевой в борьбе за право проведения олимпиады в Сочи. Можно вспомнить, как легендарный прыгун в высоту Валерий Брумель неоднократно признавался в США спортсменом года в самый разгар «холодной войны». Заслугами «королевы спорта» и ее подданных можно восхищаться бесконечно, но в жизни, как и в сказке, королева иногда превращается обратно в золушку, бедную и одинокую.
Спорт №1 в России — футбол, №2-футбол, №3-наверно, тоже футбол. Это видно невооруженным глазом по времени на телеканалах, бюджетам клубов и зарплатам игроков и тренеров, количеству команд и полей, всяких и разных в каждом маленьком городе большой России. В результате мы всю российскую историю упорно, на уровне национальной идеи, карабкаемся к европейскому пьедесталу, уже мечтаем о мировом подиуме, а наши суперклубы (где чудом сохранились и наши игроки) уже начали завоевывать престижные международные кубки. Здорово! Только вот раз в четыре года возникает чувство легкого дискомфорта — Олимпиада ...
Футбол здесь не стал полноценным и престижным, как тот же теннис, и медаль, которая здесь разыгрывается среди не первых составов команд, как-то не интригует... Зато во время олимпиад вспоминается, например, легкая атлетика — спорт номер ..., где этих медалей разыгрывается почти сорок, и звезды приезжают не просто первой, а суперпервой величины.
Вот среди этих сорока видов мы ставим себе задачу завоевать 6 золотых медалей, и успешно ее выполняем, называя легкую атлетику самым успешным видом спорта.
У нас есть Елена Исинбаева, вернувшаяся на «космическую орбиту», Гульнара Галкина-Самитова, обыгрывающая кениек, которых обыграть невозможно, а в женской эстафете 4Х100м мы нагнали на соперниц такого страху, что три сильнейшие эстафетные сборные просто выронили эстафетные палочки — знай наших! Вообще, если говорить о выступлении легкоатлетов в олимпийском сезоне, то чувства возникают двойственные. Было немало приятных событий — женское метание копья, где Мария Абакумова от старта к старту улучшала результат и вышла на пик формы к главному старту — такое серебро на вес золота! Также можно оценить и выступление королевы далеких прыжков Татьяны Лебедевой, оба ее серебра с явным золотым отливом, нельзя сказать, что Лебедева кому-то проиграла, просто результат получился на сантиметр меньше.
Яркое открытие олимпиады — Денис Алексеев, его вдохновенный бег на последнем этапе эстафеты 4×400м вывел сборную с пятого на третье (почти второе) место и продемонстрировал недюжинный потенциал молодого спортсмена. В позитиве, конечно, мужской шест с восходящей звездой Евгением Лукьяненко, высота, где постоянно появляются талантливые спортсмены и всегда есть Ярослав Рыбаков, прыгающий, как минимум, «в призах», — рамки статьи не позволяют перечислить всех поименно, но зрители помнят своих героев.
Однако, есть впечатления и совсем иного свойства.
В России нет мужского спринта! Вообще нет! Только такой вывод можно сделать из того факта, что в эстафете 4×100м мы так и не смогли собрать сборную, способную выполнить олимпийский норматив — даже японцы добежали до пьедестала, а наши спринтеры смотрели забеги по телевизору.
Единственный представитель сборной России (наш сильнейший прыгун???)в мужских прыжках в длину показал в квалификации результат уровня кандидата в мастера спорта — 7м 35см...
По-прежнему далеки мы от подиума в длинных бегах и метаниях (кроме женского копья)и идея купить кенийцев или марокканцев все больше будоражит умы наших функционеров. Понравится, купим кубинских прыгунов и барьеристов, спринтеров из Ямайки, а наши спортсмены пусть соревнуются на первенство ДЮСШ, а потом идут ... в пейсмейкеры!
Можно пойти, правда, другим путем... Вот выдержка из интервью президента ВФЛА В.В.Балахничева от 24.02.08, опубликованного на официальном сайте федерации: «Некоторое время назад IAAF, Министерство спорта Марокко и Министерство образования Марокко подписали трехсторонний договор о внедрении легкой атлетики в школьную программу в этой стране. Считаю этот опыт очень полезным и даже необходимым для тиражирования, в том числе и в России. Школьная легкая атлетика — основа для нашего вида спорта на все времена. Внедряя легкую атлетику в школах (конечно, с умом и креативом), мы получим: во-первых, здоровых, активных молодых людей; во-вторых, огромное число потенциальных профессиональных легкоатлетов, с которыми можно продолжать работу в специализированных спортивных школах и интернатах; и, наконец, абсолютно лояльную аудиторию, которая в будущем обязательно будет приходить на стадионы посмотреть и поболеть.». Золотые слова — действия нужны! Надводная часть айсберга более-менее понятна. А что там у нас за кадром, в ближайшей, так сказать, перспективе?
А за кадром у нас пять (!) уже дисквалифицированных ходоков и семь (!!!) отстраненных и ждущих своей участи легкоатлеток — звезд первой величины. Неладно что-то в датском королевстве... Конечно, проблема допинга и борьбы с ним сейчас самая болезненная в мировом спорте, и легкая атлетика, к счастью, пока еще не лидер по допинговым скандалам, но уже и не аутсайдер. Тема допинга настолько обширна и специфична, что ее полноценное обсуждение может идти только при условии знания медицинской и юридической составляющих этой проблемы. Это удел специалистов. Но есть некие общечеловеческие ценности, которые мы можем и должны обсуждать.
Как ни странно это звучит, борьба с допингом медленно, но верно, превращается в нынешнем ее виде в большее зло, чем сам допинг. Например, один из пунктов антидопинговых правил требует от спортсменов сообщать обо всех своих предполагаемых передвижениях в антидопинговые службы. Если спортсмен по каким-либо причинам не оказывается в означенный час в означенном месте, это расценивается как уклонение от контроля, и, в конце концов, приравнивается к положительному тесту на допинг. Во всем нормальном мире существует презумпция невиновности, равно как и базовые свободы человека, в число которых входит свобода передвижения и право на личную жизнь. Ограничиваются эти свободы только для преступников, и только по решению суда. Спортсменов же, не мудрствуя лукаво, переводят в разряд преступников и официально ограничивают их в правах — и все это воспринимают как должное! Дальше, больше, как в деле с нашими легкоатлетками, изобретают на ходу новую процедуру контроля, сравнение ДНК, нигде еще юридически не прописанную, и отстраняют спортсменок от соревнований перед главным стартом четырехлетия!
Если человека незаконно лишают права заниматься своей профессиональной деятельностью, лишая его единственного источника доходов, без всяких на то правовых оснований — он обращается в суд. В нашем случае элитных спортсменок, реальных претендентов на победу в олимпийских играх, отстраняют от соревнований и, ни сборная, ни федерация, ни кто-то еще, обладающий властью и отвечающий за спорт высших достижений, не пытается защитить своих подопечных.
Вопрос замораживается, чтобы не испортить олимпийский настрой команды, а после олимпиады создается внутренняя комиссия, которая, то ли защищает легкоатлеток, то ли совсем наоборот. Напрашивается вопрос: Не пора ли всем федерациям и сборным иметь в штате или привлекать на контрактной основе профессиональных юристов (российских или западных), компетентных в вопросах международного спортивного права и способных оперативно вмешиваться в конфликтные ситуации, направляя их решение в правовое поле?
Сегодня спорт высших достижений — это большой престиж и большие деньги, поэтому вокруг него разгораются нешуточные политические и экономические баталии. Спортсменов сборных команд в современных условиях просто обязаны «вести» и сопровождать не только врачи и тренеры, но и юристы. Сейчас спортсмен совершенно бесправен, по закону он отвечает за использование запрещенных препаратов, при этом реально тренировочный и восстановительный процесс определяет тренер и врач. Так будьте любезны, защищайте спортсменов, которые тренируются и выступают на пределе человеческих возможностей и приносят своей стране славу, деньги и авторитет!
Еще одна особенность борьбы с допингом заключается в том, что она носит ярко выраженный избирательный характер. Порядок и количество проб жестко не регламентированы, поэтому одних спортсменов могут проверять бесконечно, «не поймать, так измотать», а других не проверяют вообще. В чем смысл такой борьбы, в «очищении» спорта? Скорее в возможности манипулировать результатами соревнований, избирательно «дисквалифицируя» неугодных. Причем это удел не только наших спортсменов, жертвами таких «разборок» периодически становятся и заокеанские звезды первой величины, как в случае с Мэрион Джонс или Джастином Гатлином. Борьба кланов... Давно пора принять профессиональный кодекс, защищающий права спортсменов и регламентирующий права антидопинговых служб.
На самом деле, решить проблему использования допинга достаточно просто, это прекрасно понимают специалисты. Для начала надо закрыть для допинга детский и юношеский спорт, два полюса этой проблемы — уголовное наказание или лишение лицензии тренера за использование запрещенных препаратов и материальное поощрение за неиспользование. Да, за эффективную тренировочную работу без использования запрещенных препаратов, пора стимулировать материально, искоренять, так сказать, экономические корни преступности. Воспитание здорового поколения должно стать приоритетным направлением государственной политики. Мы периодически ломаем голову — во что эффективно инвестировать «нефтедоллары»? В здоровье!
Есть вполне понятные и доказавшие свою эффективность мероприятия по воспитанию здорового поколения и созданию полноценного основания пирамиды с олимпийской вершиной.
1. Возрождение системы сдачи норм ГТО
Они включали все базовые элементы легкой атлетики и спорта в целом — бег (60, 100м, 1км), прыжки (в высоту и длину) и метания (учебной гранаты), а также плавание. С возрождением этой системы в школу вернется изгнанная оттуда легкая атлетика, а к детям вернется разносторонняя базовая подготовка, необходимая впоследствии для любого вида спорта. Уровень здоровья нынешних выпускников, выросших на физкультуре без легкой атлетики — полноценный сюжет для фильма ужасов. Один из вариантов решения этого вопроса — принятие национальной программы «Спорт и здоровье», где легкая атлетика, как самый массовый и доступный вид спорта, должен быть положен в основу физического воспитания подрастающего поколения. Финансирование этого направления должно обеспечивать плановое строительство и реконструкцию в регионах футбольно-легкоатлетических стадионов и крытых манежей. Заодно и футболу поможем.
2. Возрождение вузовской легкой атлетики, создание системы клубов
Реально большая часть потенциального резерва сборной страны учится в вузах, при этом зачастую они являются там «бедными родственниками», поскольку системы студенческих соревнований не существует и вузу от них ни холодно, ни жарко. Введите спортивную составляющую в критерии аттестации вуза и отношение изменится, пресловутое количество и качество обучающихся спортсменов сразу заинтересует администрации высших учебных заведений. По всей видимости стоит задуматься и о возрождении системы клубов и добавить к одинокому СК «Москва» ведомственные или студенческие клубы.
Осень — вообще время подводить итоги. 1октября пройдет отчетно-выборная конференция всероссийской федерации легкой атлетики. Со значительной долей уверенности, если не сказать больше, можно сказать, что президентом ВФЛА снова будет избран Валентин Васильевич Балахничев, длительное время возглавляющий российскую легкую атлетику, а результаты выступлений за истекший период будут признаны успешными. Главные действующие лица останутся на своих местах. Во всем остальном пришло время радикальных перемен, если мы действительно хотим изменить ситуацию в лучшую сторону, вопросы должны быть решены на самом высоком государственном уровне безотлагательно. Завтра будет поздно. У «королевы спорта» не останется подданных, да и в футбол играть будет некому.
Источник: РБК-Спорт